«Российская газета» публикует приказ минюста, утверждающий порядок совершения нотариальных действий главами сельских администраций.
В соответствии с законом, в случае если в поселении нет нотариуса, именно органы местного самоуправления наделены правом совершать нотариальные действия для местных жителей. Сейчас Федеральная нотариальная палата активно развивает программу поддержки нотариусов в малонаселенных и труднодоступных районах. В идеале нотариус должен быть в шаговой доступности у каждого гражданина. Однако страна у нас большая, и масса поселков удалены от больших центров цивилизации. Вряд ли возможно назначить нотариуса в каждое маленькое село. В таком случае важную для граждан работу должны делать местные чиновники.
По словам специалистов, раньше было немало претензий к документам, оформленным местными властями. Это объяснимо: в нотариальном деле много тонкостей, сельские чиновники их просто не знали. Поэтому региональные нотариальные палаты начали проводить регулярные семинары с местными чиновниками, а минюст разработал специальную инструкцию.
Например, должностные лица местного самоуправления не вправе совершать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своих супругов, их и своих близких родственников (родителей, детей, внуков). Крайне важно, что сельские администрации должны направлять сведения об удостоверенных документах в Единую информационную систему нотариата. Так что любую доверенность можно будет проверить по единой базе: была она выдана или нет.
В ближайших планах нотариата — переход на регистрацию всех нотариальных действий в Единой информационной системе с 1 января 2018 года. Это еще один эффективный барьер против мошенников и гарантия достоверности нотариальных актов. Кстати, как показывает практика, граждане стали чаще пользоваться услугами «электронного нотариата».